Статьи

Как выбрать детский клуб

Для начала решите, с какой целью вы идете в детский клуб, какие направления интересны ребенку.

На что следует обращать внимание:

Для начала следует записаться на пробное занятие, посмотреть, как будет реагировать ваш малыш на окружающих, какие подходы у педагогов, какой стиль преподавания и если вас все устраивает, можете продолжать обучение дальше.

Как правило, первое занятие является не очень показательным, оно скорее ознакомительное, некоторые дети с опаской смотрят на окружающих, для того, чтобы понять, подходит вам занятие или нет, нужно посетить его несколько раз.

Что должно насторожить?

Родитель имеет право присутствовать на любом занятии, если же вы приходите в детский центр и вас просят подождать за дверью, пока ваш ребенок неизвестно чем занимается, вы можете поставить под сомнение качество оказываемых услуг. Только доверившись педагогу, вы можете с легким сердцем отпускать свое чадо заниматься самостоятельно.

Никакие франшизы, гламурные диванчики, новомодные аксессуары не заменят любви к детям, профессионализма и душевности. Наблюдайте, как воспитатели гуляют с детьми на улице, как они взаимодействуют с детьми, опытный педагог должен держать ребенка в поле своего зрения, быть наблюдательным, следить за реакциями малыша.

Всем ли нужны/подходят клубы?

Нет, не всем и это нужно учитывать, каждый ребенок индивидуален, кто-то уже готов к коллективу, а кому-то не очень комфортно в обществе, для таких деток наиболее всего подходят индивидуальные занятия.

Как быстро ребёнок привыкает к новой среде?

Адаптация у детей проходит по-разному. Кто-то мгновенно вливается в коллектив, а кому-то нужны недели, а может быть и несколько месяцев.

Удачи вам в выборе детского сада или детского центра!


Развиваемся с удовольствием

Чем занять малыша? Элементарное упражнение, как сортировка орехов, не только развивает моторику, но и способствует развитию внимания, концентрации. Что нужно: орехи,ёмкость для орехов. развитие мелкой моторикиразвитие мелкой моторики

Как развивать моторику?

Ни для кого не секрет, что развивая моторику, мы развиваем умение концентрироваться, мышление и речь. Для развития мелкой моторики используем: шнуровки, мелкие предметы (сортируем, перебираем, нанизываем), работа с тестом, с красками, аппликации, также помогают развивать пальчики и творческое мышление.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Для начала проясним, что такое память. Память – психическая функция. Существует несколько типологий памяти. Память бывает: эмоциональной, двигательной, образной, смысловой. Человек формирует представление о мире через осязание, зрение, слух, обоняние и вкусовое восприятие.

Итак, что же способствует развитию памяти в раннем детстве? Чтение, разучивание песен и жестовых игр, повторение, наблюдения. Читайте малышу книги и интересуйтесь, о ком была книга, что понравилось ребенку. Даже малыши, которые еще не говорят, могут «пересказать» сказку с помощью игрушек. Например, после прочтения сказки Теремок, усадите перед малышом зверушек и попросите напомнить, кто же жил в теремке (игрушек должно быть больше, чем персонажей в сказке). В скором времени малыш сам выстроит всех зверушек в ряд.

Игры на развитие памяти.

Примеры.

1. Начинаем с самого простого. Посадите перед ребенком две игрушки, назовите их. Попросите закрыть глаза и уберите одну игрушку. Когда ребенок откроет глазки, спросите, кто из зверушек спрятался. Постепенно добавляйте по одной игрушке. Из трех игрушек прячьте одну.

2. Посадите перед малышом медвежонка, зайку, белочку. Несколько раз повторите и обратите внимание на то, где и в каком порядке они сидят. Закрываем глазки. Прячем зайку, сдвигаем медвежонка и белочку. Открываем глазки, спрашиваем, что изменилось, кто спрятался. Ребенок вспоминает, если же не вспомнил, взрослый помогает, достаем зайку и вспоминаем, где же он сидел до того, как спрятался. Можно не убирать игрушку, а просто менять местами.

3. Привязка к цвету. Усложняем. В желтой тарелке – яблоко, в красной – кубик, в синей – банан, (можно начинать с 2 тарелок).

Называем предметы и обращаем внимание на цвет тарелки. Закрываем глазки. Меняем местами предметы. Открываем глазки. Вспоминаем, что, где лежало. Вместо тарелочек можно использовать цветной картон и другие предметы.

И напоследок:)

Очень часто, ребенок и даже взрослый не могут запомнить слово/понятие. Причиной этого может быть непроясненность, то есть непонятое слово, объясните ребенку его значение и у него появится представление о данном предмете.

Студенты зачастую не могут запомнить материал из-за введения новой терминологии, прочитывая один и тот же текст несколько раз они замечают, что ничего не запомнили, в первую очередь необходимо "выловить" в тексте новые слова и вдумчиво прояснить новый термин/слово/понятие, тогда обучение будет более осмысленным:)

Что может делать малыш, когда мама на кухне? Описание изображения

  1. Сортировать крупные орехи разных видов (можно усадить перед ребенком зверушек и положить перед ними по одному ореху, попросить ребенка, чтобы нашел такие же)
  2. Искать клад в кастрюле с пшеном. Закапываем на дно (болты, шурупы, пуговицы и все, что приходит на ум) и просим, чтобы малыш все нашел.
  3. "Варить суп" даем вареные овощи и пластмассовый нож, просим нарезать для супчика овощи.
  4. Лепить из теста. Тут делаем все, что подсказывает ваша фантазия. Ниже приведу пример одной поделки, которую мы делали с малышами.
  5. Нанизывать макаронины
  6. Делать ежика из теста и макарон
  7. Делать гусеницу из вареной морковки
  8. Закапывать клад (в тесто "закапываем" бусины, горошек, пуговицы, фасолины)

"Клумба". Окрашенное тесто выкладываем тонким слоем на одноразовую тарелку. Посыпаем горошком. Втыкаем в тесто: бумагу, фасолинки, трубочки, макароны, все, из чего может получится цветочек. Мама показывает, а потом, пока мама готовит обед/ужин, малыш рядышком уже самостоятельно все повторяет.

Общие рекомендации: не критикуем малыша, подбадриваем, даем только тот материал, который безопасен, если же малыш все тянет в рот, не предлагаем ему мелкие предметы без присмотра, положительный настрой и у вас и малыша все получится! Мама успеет приготовить обед, а малыш сотворит очередную поделку:) Не огорчайтесь, если малыш все разбросал, с самого раннего детства можно приучать к порядку. Необходимо выделить для ребенка маленький совочек и метелку и показать, как необходимо убирать. Пусть у малыша будет свой собственный "рабочий инструмент".

Image:deti65.jpg


В погоне за ранним развитием.

Детство - самый яркий период в жизни человека. Каким будет детство малышей, зависит от нас взрослых. Времена меняются, развиваются информационные технологии, меняется стиль жизни людей, стиль воспитания, книжные полки все чаще пестрят популяризованными книгами о раннем развитии.

Как же не потеряться в этой спешке за новизной, как не упустить новых возможностей для своих любимых чад? Наверное, важно понимать, что дети от 0 до 3 ориентированы в первую очередь на своих родителей, на свое ближайшее окружение; мировоззрение маленького человека, представление о мире закладывают близкие люди. Первичная потребность ребенка - в любви и принятии, (думаю, нет смысла говорить об удовлетворении базовых физиологических потребностей), когда же ребенку комфортно, он с удовольствием занимается "исследованием" и познанием окружающего мира. Первые проводники в мир взрослых - родители, родственники, позже подключаемся мы - педагоги, воспитатели.

Для того чтобы познание мира было не скучным путешествием по тропинке знаний, необходимо запастись терпением, наблюдательностью и хорошим настроением. Современная педагогика предлагает множество методик раннего развития, множество из них перекликаются, встречаются и противоречивые моменты. Для того, чтобы разобраться во всем этом пестрящем изобилии, необходимо прочитать множество литературы, проанализировать, сделать свои умозаключения, но ведь не у каждой мамы есть на это время. Что же делать в таком случае? Просто нужно вспомнить, что новое - это хорошо забытое старое, вспомнить народную педагогику и посмотреть на своего малыша. К чему стремится малыш, за чем тянется его ручонка, к чему проявляет он интерес? Помните старую сказку о злой мачехе и Золушке? Мачеха давала поручения Золушке, заставляла девочку перебирать крупу:) В этом есть какой-то смысл, а при правильно обустроенном пространстве и верном выборе игрушек, развитие и обучение ребенка будет легким и приятным.

Что будем развивать:

В раннем возрасте делаем акцент на развитии моторики, если понаблюдать за ребенком, вы увидите, с каким старанием он складывает, перекладывает,сортирует, перебирает и...разбрасывает:), а как же без этого.

Развиваем речь и слух - чтение сказок, прослушивание аудио сказок, кукольный театр, песни, попевки, пальчиковые и жестовые игры, музыкальные игры - все это стимулирует речевое развитие.

Сенсорика - обзаводимся деревянными игрушками, камушками, ракушками. Строим, сравниваем, нанизываем, находим сходство и различие.

Хорошее настроение, фантазия, наличие свободного времени и занятия дома превращаются в увлекательное путешествие.

А как же цифры и буквы спросите вы. В раннем возрасте - это просто символы. Что даст изучение символа в два года? С какой целью вы предлагаете ребенку данный материал?

Наблюдайте, ведите дневник развития ребенка, фантазируйте и главное - окунуться в детство, ведь оно так быстро проходит...

/Губина О.Я/


Сенсорика. Мнение педагога.

Дата публикации: 01/12/2010

Что такое сенсорика? Сенсорное развитие является базисом, на котором "наращивается" интеллектуальное развитие, благодаря чувственному опыту ребенка формируются сенсорные эталоны, представления об окружающем мире. Приведу простейший пример: ребенку сложно понять, что такое шар, если он его никогда не видел. Задействовав зрение, осязание, слух, мы раскрываем перед малышом полную картину.

Очень часто я слышу, что ребенок умеет считать, но как правило, ребенок считает автоматически, неосознанно, когда же просишь малыша дать три шарика, ребенок теряется. Почему так происходит, да потому, что мы спешим дать ребенку информацию, к которой он не готов и если ребенок, к примеру, знает буквы, это не говорит о том, что в скором времени он будет читать.

Что же является гарантией успешного обучения?

В одном детском клубе я с удивлением наблюдала, малыши умели считать, но не могли отличить кубик от шарика. Я считаю это упущением, не страшно, что малыш не знает этих понятий, страшно, что некоторые педагоги не задумываются над целесообразностью материала, "отрабатывают" программу бездумно, чтобы показать скорейший результат. На протяжении года дети учили буквы, некоторые буквы они даже узнавали:), я как педагог не вижу глубокого смысла в бездумном заучивании символа, уж лучше провести время с ребенком в песочнице или в парке. Сейчас в раннем развитии все больше делают акцент на раннем чтении. Куда торопятся взрослые, неизвестно. При нормальных условиях развития, если взять нормализованного ребенка, к 6-7 годам он умеет читать и это, как правило, приносит ему удовольствие. Естественно, сам по себе ребенок читать не начнет :).

Итак, чтобы обучение ребенка приносило плоды:

 

О методе Марии Монтессори

    "La somma sapienza e il primo amore - самая великая мудрость - сперва полюбить" (Данте)

Педагогическую систему Марии Монтессори можно назвать системой саморазвития ребенка. Монтессори отказалась от классно-урочной системы и разработала метод, который основывался на индивидуальном подходе к ребенку в специально подготовленной среде. Она ушла от ортодоксальных подходов «научения», привнесла в мировую педагогику новые разработки, которые основывались на научных наблюдениях и длительной работе с детьми. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре всей педагогической системы - ребенок, которого она называет «строителем самого себя», в каждом ребенке есть свой “духовный эмбрион” или основа, для его психического развития еще до рождения, но взаимодействие с окружающей средой и свобода необходимы ребенку, чтобы согласно с заложенными природой особенностями развивалась индивидуальность ребенка.

Что же такого отличительного есть в системе Монтессори?

Мария Монтессори обладала мудростью педагога, терпимостью доктора и наблюдательностью психолога, ее работа с детьми строилась на принципах толерантности и свободы. Она уважала личность ребенка и понимала, как важно помочь малышу делать свои первые шаги по дороге в Жизнь, не навредить своей навязчивостью, излишней заботой или равнодушием, не нарушать те первые порывы и стремление к познанию своим замечанием или излишним научением.

Ребенок — маленький исследователь, он с удовольствием познает этот мир и задача родителей и педагогов — не навредить, быть чутким и проницательным, помочь — создавая для этого все условия, быть объективным и честным. Очень важно во время услышать ребенка, увидеть, что скрывается за неуверенностью или агрессивностью и своевременно предложить свою помощь.

Занимаясь исследовательской деятельностью, Мария Монтессори изучила последовательность развития тех или иных навыков у детей и отметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить те периоды, когда ребенок легко и непринужденно обучается, у него формируются отдельные навыки и умения, эти периоды называются — сензитивными. Главный показатель наступления того или иного сензитивного периода — большой интерес к определенному виду деятельности. Необходимо учитывать, что у каждого ребенка своя индивидуальная программа развития и ориентироваться нужно на ребенка и на его внутренний ритм.

Сензитивные периоды:

«Впитывающий разум» или «абсорбирующий ум» - этот термин ввела Мария Монтессори исходя из своих наблюдений за детьми. Абсорбирующий ум — природное свойство ребенка, которое проявляется до 6 лет, благодаря которому ребенок запоминает информацию, получает сигналы из окружающего мира, впитывает новые впечатления благодаря органам чувств. Мария Монтессори писала: «...наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, но скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность... ребенок обладает настолько сильной восприимчивостью, что окружающие вещи пробуждают в нем интерес и энтузиазм, которые словно пронизывают его жизнь» (2).

Особенность абсорбирующего ума заключается в его универсальности и врожденном свойстве, которое функционирует постоянно. Ребенок «впитывает» все, что его окружает и поэтому очень важно — создать благоприятную атмосферу для его развития, оградить от воздействия негативных факторов, ведь впитывающее сознание происходит бесконтрольно со стороны ребенка. Благодаря впитывающему разуму ребенок с легкостью изучает язык, который слышит в семье, а также успешней происходит социально-психологическая адаптация в окружающем его мире, ребенок перенимает социально-культурные навыки, которые приняты в его семье и близком окружении.

Защищая принципы системы М. Монтессори, Юлия Ивановна Фаусек подчеркивает: «Свобода работы и порядок в окружающей обстановке имеют исключительное влияние на равновесие душевного состояния ребенка и способствуют развитию в нем положительных моральных качеств». Потрясают описания Ю. Фаусек своей деятельности (1919-1922 г. в детском саду при институте имени Герцена), в те тяжелые времена, переживая голод и холод, этот удивительный педагог, смог организовать пространство для детей... Из наблюдений Ю. Фаусек: «в тяжелых условиях жизни эти дети, окруженные спокойными, бодрыми взрослыми и имеющие возможность свободно и организованно работать, проявляли удивительное терпение, стойко переносили все невзгоды и лишения и даже умели находить радости — красиво накрыть стол, поставить на него хоть какие-нибудь веточки — например, сосновые или же просто ветки с почками, красивые чашки, новые вышитые салфетки, какую-нибудь безделушку принесенную мною или моей помощницей» (1). Она также отмечает, что важно все, что способствует развитию ребенка, начиная от обстановки, которая предусматривает отсутствие барьеров между учениками и учителями и заканчивая учебным материалом. Фаусек считает, что характер ребенка формируется за счет постоянного призыва к личному сознанию, к личной самостоятельности каждого из детей, которые учатся любить друга и становиться людьми.

Мария Монтессори писала: «развитие психики подталкивает каждого малыша к освоению мира. И если на этом этапе наша помощь будет соответствовать высшим человеческим целям, мы увидим, насколько успешнее станут развиваться потенциальные возможности каждого индивида» (2).

Следуя за ребенком, мы должны помнить, что ребенок развивается согласно законам природы и своим потребностям и как говорила Мария Монтессори: «Мы должны учиться у ребенка и помогать ему всем, чем возможно...Человек не может быть творцом человека...»

Список литературы

  1. Детский сад Монтессори, Юлия Фаусек, Изд.дом «Карапуз» ТЦ Сфера, Москва 2007 год.
  2. Мария Монтессори «Разум Ребенка» Москва Грааль 1997 год.

Творческая мастерская от 0 до 3 лет

У меня часто спрашивают о занятиях в творческой мастерской.

Некоторые мамы приводят своих малышей с целью — научить рисовать, а я не обучаю детей живописи, рисунку.

Для чего нужны такие занятия?

Мои занятия, скорее не занятия:), а творческий эксперимент.

Я помогаю детям освоить элементарные навыки, даю возможность пофантазировать, знакомлю с цветом и формой, предлагаю варианты домашней работы — это не домашнее задание, скорее, у мамы появляется новая возможность разнообразить досуг малыша.

На занятиях у нас совместное творчество, мы работаем вместе — мамы, дети и я.

Я предлагаю какую-то тему, у меня нет жестких рамок и эта тема может варьироваться.

Мы можем работать с одной техникой или с несколькими, ребенок при желании может сам пофантазировать и задуманный мною еж, может превратиться в слона, тут уж как маленький творец задумает:)

Что дают подобные занятия?

Во-первых - хорошее настроение.

Во-вторых - мы развиваем моторику.

В-третьих — мы знакомимся с различным материалом, развиваем творческое воображение.

В-четвертых — на занятиях формируются навыки самообслуживания, мы учимся класть все на место, убирать после себя.

Основные правила, которых я стараюсь придерживаться: